Ставрополь – город ссыльных

peasants-07

Кавказ – популярное место для ссылки в царской России, которое еще называли «теплой Сибирью». Сюда ссылали декабристов, польских повстанцев и поэтов. Не по своей воле здесь оказались Лермонтов и Пушкин. Сюда же не найдя состава преступления отправили в ссылку в 1928 году моего прадеда Феофана Феофановича Демьюнока, попавшего под первые волны коллективизации. 

В  Ставрополь Феофана доставили под конвоем и под расписку передали местному ГПУ. Чекистов не интересовало, где он будет жить и чем заниматься – главное, чтобы регулярно являлся и подтверждал свое присутствие в ссылке.

Нашлись хорошие люди, пустившие жить в дом 28 на Первой Мещанской улице, ныне проспект Карла Маркса. Феофан сел на край деревянной койки, накрытой старым одеялом, посмотрел на сырые голые стены, и его охватило отчаянье. За тысячу километров в селе Нововознесенское без средств к существованию жена с одиннадцатилетним Володей. Брат Александр в ссылке на Севере. Пятнадцатилетний Анатолий пошел бродяжничать и, похоже, связался с нехорошими людьми. Кто будет платить за обучение детей, кто оплатит их жилье, обеспечит хлебом и водой? Не выгонят ли Ксению как дочь «врага народа» из медучилища? Только Евгения начала работать, но если в больнице узнают про отца – доверят ли ей заботу о больных?  Нет квартиры, нет денег, у него плохое здоровье, он без работы.

Ставрополь. Нижний рынок.

Ставрополь. Нижний рынок.

Пошел устраиваться на работу, но как только руководство узнавало про учет в ГПУ – сразу без объяснений увольняло. Из-за сырости в квартире начали болеть суставы и позвоночник, но в поликлинике в регистрации отказали.

Детям писать боялся, посылал письма только жене. Анастасия Васильевна отвечала, что местные власти требуют не только исключить детей из школ, но и хотят найти адреса Ксении и Евгении, чтобы лишить их работы и избирательных прав. Чтобы защитить детей Феофан Феофанович написал письмо Надежде Крупской, а потом и Сталину. Но  реакции на них не последовало. Феофан понял, что правды не добьется, можно надеяться только на себя.

В конце концов, он смог устроиться помощником к жестянщику на Нижнем рынке, который находился недалеко от его дома. Сначала помогал ему чинить горшки и ведра, потом начал самостоятельный бизнес, освоил трубы для печей и желоба. Работал со свойственной ему аккуратностью и добросовестностью. Заказы, которые не он мог выполнять в течение дня, забирал домой. Сидел над ними до позднего вечера.  Клиенты были довольны, появились деньги и мысли о своем угле.

Ставрополь. Первая Ташлянская (ныне Вавилова)  улица. 1936 год

Ставрополь. Первая Ташлянская (ныне Вавилова) улица. 1936 год

Подвернулся удобный случай – смог купить старый дом, крытый листовым металлом на улице Нижнеслободской (дом 27) вместе с большим участком земли под сад. Отличное местоположение: недалеко от центра и не дальше 500-600 метров до Нижнего базара. Четыре окна, два из которых на улицу. Ничего что без удобств –  готовить и отапливать надо дровами, носить воду из колодца на улице. Быстро договорился с хозяином, оформил все формальности, внес требуемую сумму – помогли деньги, присланные из Гудермеса  работавшей там дочери Ксении.

Имея дом с участком в собственности получил постоянную прописку. Так в 1931 — 33 годах Феофан Феофанович Демьянок стал законным гражданином города Ставрополя. ГПУ не препятствовало покупке дома и регистрации, более того – отменило еженедельное посещение, справедливо полагая, что вверенный им ссыльный теперь не убежит.

Вскоре приехала жена Анастасия Васильевна, занялась домом и садом. Феофан продолжал много работать, каждое утро шел на базар, где уже построил свой ларек из старых досок. Все ценное забирал домой – рынок не охраняли и по ночам ларьки грабили воры. В доме появилась мебель, Феофан сам сделал лопаты, грабли, кастрюли, миски, ведра.

Старый Ставрополь. Подготовка к окружному Съезду аграриев (сейчас это Дом офицеров на проспекте Октябрьской революции)..

Старый Ставрополь. Подготовка к окружному Съезду аграриев (сейчас это Дом офицеров на проспекте Октябрьской революции)..

В новое гнездо стали собираться дети. Приехали Нина и Боря, отыскался где-то бродивший Анатолий. Нина помогала матери и готовилась к поступлению в училище, Толя с Борей наверстывали упущенное в ставропольской школе. Толя стал ходить на чертежный курс.

В 1934 году приехал отлично окончивший восьмой класс школы в Гудермесе сын Володя. Володя любил носить обед на рынок отцу и понемногу помогал ему в работе. В 1935 после попытки похищения в Гудермесе чеченцем полуторагодовалой дочери Ии, муж Ксении Борис Метлин прислал в Ставрополь семью, которая жила в доме Феофана пока Борис не смог добиться перевода в спокойный Камышин. Ия вспоминала, как  дядя Володя любил грозу и как с друзьями брал ее маленькую на танцы.

Феофану Феофановичу было трудно содержать такую многочисленную семью, экономить деньги на ремонт дома, задняя стена которого уже разваливалась. Нужны были деньги на покупку инструмента, детских учебников и книг. Помогал участок — весной сажали картофель, лук, горох, морковь, укроп, росли подсолнухи и кукуруза. От хозяйства в Нововознесенском ничего не осталось, но главное – все выжили.

 

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress